«Кто сознаёт, что, прежде всего, есть дух, и старается отдавать во всех своих действиях первенство духу, становится себе хозяином. Тогда понимаешь, что нет большего богатства, чем мудрость; нет большей нищеты, чем невежество; нет большего наследия, чем культура»

 
 
 
Дорогие друзья! 
Идея создания авторского блога была вызвана необходимостью общения с широкой думающей, творческой аудиторией. Ни для кого не секрет, что в современном мире общение при помощи «паутины» становится подчас единственным оперативным способом. Здесь проявляются настоящие качества участников без редактирования или цензуры со стороны. Полагаю, что площадка моего авторского блога станет интересной для любителей художественного слова, для активных людей, ищущих себя в различных областях, потому как мои интересы достаточно широки. Это и аналитическая журналистика, исследования этнографического и краеведческого материала, общественных отношений прошлого и настоящего, изучение древнего зодчества и искусства, реконструирование древнего вооружения, одежды, способов производства и условий выживания. 
Вот уже скоро десять лет, как на территории г. Новый Афон воссоздан и работает теперь уже Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия», ныне возглавляемый мной. Оглядываясь в прошлое и оценивания пройденные этапы, я понимаю, как шаг за шагом мы шли вперед, сохраняя культурное наследие и созидая. Наверное, правильно, что между строк останется летопись борьбы высокого духа с обыденным притяжением, тяжелого физического напряжения сил и творения мысли. Ведь взамен мы приобрели знания и опыт, а результаты нашей деятельности переживут наше поколение.
А. Аргун (Хас Афонский)
 

Аналитика

18.01.2014

О РЕФОРМАХ

          Общество переходного периода часто оглядывается на свое прошлое или «золотой век» соседних народов и требует неукоснительных перемен (реформ), полагая, что в этом спрятан ключ к счастью и благоденствию. 


           Что в представлении человека означает счастье? 

            Если спросить среднестатистического обывателя, то он, как-то длинно, вкладывая в обычные слова некий сокровенный смысл, ответит: материальный достаток, безопасность жизни и имущества, хорошие социальные условия (медицина, образование, соц. обеспечение, ЖКХ и т.д.) и что-то еще, что и не выразить словами. Не только обыватель, но и человек образованный и социально активный затруднится выразить словами то качество, которое приносит человеку и коллективу людей состояние радости. Ведь не только удовлетворение физиологических потребностей стимулирует появление гормонов счастья. Наверно, необходимо, чтобы в индивидууме нуждались окружающие его люди, он пользовался уважением в своем кругу. Значит, понятие счастья выходит за рамки личности и становится общим для коллектива людей (пусть одного социального круга, одного возраста, но можно этот круг расширить). Значит, незыблемым атрибутом счастья является чувство удовлетворения за сделанное, за результат деятельности, к которому приложена энергия. Эта энергия отдельного человека, объединенная с энергией соплеменников может сделать счастливыми весь коллектив, даже тогда, когда не все хорошо с материальным обеспечением, и те факторы, о которых мечтает обыватель находятся не в том состоянии качества. Получается, что объединенная коллективная энергия, направленная на осуществление некой идеи (некой потому, что совсем необязательно, чтобы идея приносила материальные блага или даже была осуществимой в своей полноте) может подавить те первостепенные требования, диктуемые физиологией человека. Более того, возможно, что стремление к идее будет противоречить задачам сохранения вида и продолжения потомства. Что это означает? Лишь то, что человек существо социальное, подобно животному в стаде, или что-то большее? Скорее всего, второе. Раз человек готов идти на осознанные жертвы ради отвлеченной идеи, которая потом, когда-то должна принести плоды во благо соплеменников или даже в масштабе всего человечества. 

            Почему я об этом так долго рассуждаю? 

            Наверно для того, чтобы понять: нужны ли реформы? Для чего они нужны? Как их можно осуществить? Без ответов на эти вопросы – результаты будут никакие. Останутся лишь талмуды исписанной бумаги и пар, собравшийся из выдохов его создателей. 

            Если высказанные мной мысли верны, то идея, ради которой необходимы реформы, должна объединять всех людей, считающих себя гражданами страны, несмотря на явно антагонистические отношения, существующие между различными классами и группами: производящими и присваивающими результаты труда, осужденных и их судей и надсмотрщиков, интеллигенцию и чернорабочих, воров и их потенциальных жертв. В каких-то случаях для реализации реформ достаточно активного участия определенной консорции и молчаливого согласия остальных, делегировавших право решения первым. Но без участия граждан невозможно сделать их счастливыми, а значит, любые реформы обречены на провал. Ощущение счастья придает даже причастность к великой идее, которая может осчастливить всех. И отсутствие такой причастности в нужный исторический момент настраивает по истечению времени на глубокую печаль тех, кто по каким-то причинам оказался вне событий. Так, можно услышать от молодых, что они желали бы родиться лет на десять раньше, чтобы с оружием в руках отстаивать свободу и независимость Абхазии. Этот пример подтверждает правильность моих суждений. Те же, кто не верил в победу и изолировал себя от военных событий, сегодня испытывают глубокую печаль, сопоставимую с личной трагедией. Но, почему так получается, что часть людей – современники событий – возвысили личные интересы биологического выживания над коллективными интересами самопожертвования других? Видимо, все дело в определенном психологическом складе человека, получившего в наследство определенный генотип и формировавшегося под влиянием отличных факторов. Но таких, в нашем случае, оказалось меньшинство, что и явилось причиной победы народа Абхазии в войне с более многочисленным и лучше вооруженным противником. Это еще раз подтверждает, что для успеха (победы) необходимо складывание энергиии всего коллектива под началом людей страстно одержимых. Ни сам коллектив, ни отдельные личности, одержимые идеей, порознь не способны приблизиться к цели.  

            В первом случае, полярные колебания энергии участников коллектива будут взаимопогашены, или уведут общество в сторону. Как пример, идея национального возрождения у многих народов выливалась в банальную резню других и присвоение их имущества. 

            Во втором случае, личности-пассионарии, не нашедшие поддержки у собственного коллектива, погибают, либо становятся изгнанниками, либо «пророками» и лидерами в чужом отечестве, там, где их мысли и идеи ложатся на более благодатную почву общественного сознания.  

            Если представить общество в виде пирамиды, то небольшую верхушку пирамиды будет представлять элита. Элита многовекторна и не лишена внутреннего антагонизма. Элита не бывает монолитной, лишь в отдельных исторически значимых случаях происходит временное единение. Властная элита чаще всего пытается договориться, а иногда подчинить себе прочие. К прочим можно отнести творческую и научную интеллигенцию. Чаще всего властной элите удается договориться с военной элитой, выращенной ей же и в своих целях. В этих случаях становится возможным установление диктатуры, отказ от республиканства в пользу единоначалия в государстве. Так в эпоху эллинизма города-республики превращались в монархии, бывало, что в империи, под управлением императора-Домината, или узурпатора. Вызывает удивление как без согласия римлян к власти в стране приходили диктаторы, опираясь на силу легионов. Значение плебса (коллектива в широком смысле) в жизни Рима становилось незначительным не случайно. Римляне к тому времени находились в состоянии инерционного развития, они не рождали так много ярких личностей, как ранее. Плебс терял активность и интерес к решению государственных дел, что и создавало предпосылки для узурпации власти отдельными одержимыми личностями. Кроме этого, в народной среде не было единства по поводу правильного устройства Рима.  

            Наряду с отчаянными республиканцами в обществе появлялось немалое число сторонников Принципата, считавших, что лучше содержать одного принципса, нежели 300 сенаторов (позже их число доходило до 2000), наделивших себя царскими правами и полномочиями, и, к тому времени, разучившимися отстаивать интересы Рима.  

            Изменение политического устройства великих государств прошлого подсказывает нам, что эти перемены были вызваны утратой обществом пассионарности, т. е. желанием жертвовать своим благом и даже жизнями ради всеобщей идеи. Элита Римской Империи формировалась из числа людей непассионарных, отстаивавших лишь собственные корыстные цели. Сегодня такую элиту прозвали бы коррумпированной (олигархической). Коррумпированные элиты заражают своей болезнью все общество, задают тон и моду для других сословий. Отдельные же личности, способные к самопожертвованию, погибают, не находя поддержки в морально разлагающемся обществе. Причем моральное разложение достигает максимума в эпоху материального благоденствия, когда, казалось бы, и науки, и искусства достигают расцвета. Но это тупиковый путь этногенеза, или замедление инерционного развития, после которого происходит гибель этноса или его перерождение. Таковы необоримые законы этногенеза. Увы!!! 

            Что же происходит у нас, на каком этапе этногенеза находится абхазский народ? Насколько исчерпалась его энергия в ходе прошедшей войны и способны ли мы на очередной национальный подвиг. Тут же уточню: не следует ожидать каких-либо свершений, ни о каком подвиге не может быть и речи, если нет идеи. 

            Однозначно, что война истощила наш народ. Лучшие представители в большом количестве погибли, а значит, затухли очаги страстной энергии. Благодаря неимоверному напряжению коллектива цель была достигнута. Наступило временное затишье, залечивание ран, медленное накопление энергии уже в новых критичных условиях. Мы считаем условия критичными потому, что они возникли на сломе старых, привычных отношений, обветшавших на уровне фундаментальных ценностей (идеологии и морали). Не стоит забывать, что погибла огромная система: Советский Союз, суперэтнос, частью которого был и наш народ. Казавшаяся немыслимой идея независимого государства в рамках Советского Союза была осуществлена ценой огромного напряжения. Остаточная энергия внутри общества еще долго затухала, гасимая взаимополярными колебаниями, потому что осталась без элиты. А причина кроется в том, что только нарождалась абхазская элита, для становления которой требовалось время, требуется время и для возникновения всеобщей идеи, для осуществления которой также потребуется большое напряжение. Этого пока не происходит. Но и горевать впустую бессмысленно. Эволюционное развитие человечества или этноса необратимо, невозможно вернуться в прошлое и что-либо изменить. А надо ли вообще что-либо менять? Посмотрим на обратную сторону медали.  

            Современный этап развития нашего общества заключается в накоплении ресурсов. Жажда накопительства, расположенная где-то на подсознательном уровне человека связана непременно с инстинктом самосохранения и продолжения рода. В отдельных искаженных, патологических случаях эта жажда приводит к обратному эффекту – к самоуничтожению индивидуума и общества. Но накопление ресурсов необходимо для устойчивого развития государства, для гарантированного размножения человеческого рода, для укрепления традиционных этнических связей внутри общества и т. д. Это накопление ресурсов сродни накоплению энергии этносом для осуществления рывка к новой цели (идеи). Часть накопленных ресурсов идет на воспроизводство, основная же часть расходуется в целях здоровья, образования, развития наук и искусства. В этой части и происходит накопление энергии, в том числе и для передачи потомству нереализованной энергии родителей, которая призвана реализоваться в новом здоровом и образованном поколении, способном стать частью элиты, участвовать и возглавлять процессы этногенеза. Именно эта часть общества призвана сменить коррумпированную элиту Абхазии, понимая тупиковый вектор нынешнего движения, скрытые опасности неустойчивого развития этноса, его разрушения и даже гибели. Коррумпированные элиты развитых стран ведут современное цивилизационное развитие человечества к пропасти. Нам туда нельзя!!! 

            Не простая задача: как бескровно сменить коррумпированную элиту? Возможно ли эволюционное самоочищение (оздоровление) элиты? Самоочищение элит не происходит. Лишь мощный толчок общества (или ее составной части - консорции) способен сменить коррумпированную элиту. Для этого действия необходимо накопление немалой энергии в общественном организме, и управление ею.  

            Мы вплотную подошли к обозначению Национальной Идеи, которая должна стать нужным направлением для консолидированного толчка. Давайте подумаем вместе. Под каким лозунгом можно объединить активную часть нашего общества. Может ли стать Национальной Идеей реформирование политической модели государства? А может быть, это идея экономического благоденствия, схожего по результатам с Эмиратами? Может, Национальной Идеей должен стать лозунг демографического взрыва? Но для чего нужны такие идеи? 

            На мой взгляд, перечисленные идеи не годятся на эту роль, потому что не раскрывают цели. Более того, я вообще не называл бы их идеями, скорее, это задачи. Но какая польза от них, на что они нацелены?  

            Получается, что национальная идея должна стоять неизмеримо выше реформирования государственной системы или экономического процветания. Ведь на подсознательном уровне каждый из нас понимает, что не бывает идеальной системы, в которой все граждане были бы равны в распределении благ. Более того, существуют в нашем обществе консорции, участники которых и пальцем бы не пошевелили ради того, чтобы оказаться в системе управления или на раздаче материальных ценностей. Следовательно, нам необходимо сформулировать идею, которая в равной степени была бы важна для людей различных социальных групп, разных национальностей, являющихся по духу гражданами Республики Абхазии. Обратимся за помощью к политологии, изучающей государственные модели и выдающей рекомендации политическим деятелям. Возможно, здесь мы сможем подыскать некую подсказку.  

            Независимое государство, точнее, полнота государственного суверенитета обеспечивается несколькими важными ступенями - категориями суверенитета, в обеспечении и развитии которых непосредственно принимает участие здоровый этнос, носитель государственности. 

            1. Признание мировым обществом как субъекта международного права и международных отношений.  


            2. Внешнеполитический (дипломатический) и внутриполитический суверенитет.  


            3. Военный суверенитет. 


            4. Экономический суверенитет. 


            5. Культурный суверенитет. 


            Понятно, что этногенез невозможно объяснить с точки зрения общественных отношений, биосферных либо географических факторов раздельно. Этногенез и связи в обществе возникают и развиваются по законам, изучаемым разными науками, они многогранны. Поэтому нам следует договориться, что при обсуждении выше обозначенных проблем мы будет оставлять в стороне значительное число влияний второго, третьего и других порядков. Так нам удастся выкристаллизовать идею, которая, в конечном счете, будет призвана стать национальной. 

            И так: полагаю правильным напомнить, что только с построением эффективного абхазского государства мы все связываем возможность существования абхазского этноса, его динамичное развитие в коллективе соседних государств и, более того, достижение признания на мировом уровне своей жизнеспособности и состоятельности как этноса-государства. Мы констатируем, что те политико-правовые международные отношения, сложившиеся между развитыми странами запада не приемлемы для нас и губительны. Мы должны пройти свой путь этногенетического развития, не поддающийся упрощению или копированию. Любые внешние толчки, идущие вразрез этой мысли должны погашаться вне тела этноса, подобно тому, как космические тела сгорают в плотных слоях атмосферы, не достигая поверхности земли. Для этого необходим устойчивый иммунитет, наподобие того, каким обладают сильные молодые люди, редко подхватывающие и легко переносящие различные вирусные заболевания. 

            Чем выше обеспечение суверенитета по обозначенным пяти пунктам, тем устойчивее государство и этнос. В нашем случае явно видна хромота на все конечности.  

            Внешнеполитический суверенитет Абхазии обеспечен тепличными условиями, созданными усилиями нашего стратегического партнера. Это все, что можно сказать, если только не добавить, что дипломатические усилия России в то же время являются помехой для признания нашей страны другими акторами мировой политики. Значимых движений в этом направлении не предвидится. Получается следующее: внешнеполитический суверенитет Республики Абхазия обеспечен соседним государством, которое является для нас дружественным. Но до каких пор??? 

            Абхазская армия, некогда признанная лучшей в мире в контактном бою, находится на грани выживания. И не потому, что нет средств. Скорее отсутствуют идеи и пассионарии, готовые отдать себя целиком в целях создания боеспособной абхазской армии. Долгие годы мы игнорируем призыв в армию. Я говорю мы, потому что саботаж призыва стало делом массовым и обыденным в нашем сознании. Коррумпированная военная элита не способна видеть дальше собственных интересов и переломить ситуацию. И как факт: военный суверенитет республики Абхазия обеспечивается соседним государством, которое является для нас дружественным. Но до каких пор??? 

            Экономический суверенитет государства обеспечивается валовым национальным продуктом, который должен удовлетворять потребности собственного населения в основных товарах и услугах. Это как минимум. Как максимум, государство (этнос) участвует в международном разделении труда, путем обмена товаров, технологий, идей и услуг, созданных национальной экономикой. Для устойчивого развития государства необходимо иметь положительное торговое сальдо. Что мы имеем? Стоимость ввозимых товаров превышает стоимость вывозимых в десятки раз, что не может быть признано как нормальное. (Сознательно не привожу данные, представляемые госстатистикой, принимая их за неверные.) В то же время будет не справедливо не отметить активизацию в различных сферах экономики, усложнения связей и отношений. От «натурального обмена» товарами первой необходимости, существовавшем в первые послевоенные годы мы заметно удалились. Однако стоит обратить внимание на чрезмерное развитие непроизводственных секторов экономики, что приводит к дефициту денежных знаков, участвующих в обращении, отсутствию инвестиционных возможностей и средств на кредитование. Производящие отрасли не стимулируются государством, сельское хозяйство оказалось в критическом упадке. Можно полагать с достаточной долей уверенности, что идея «ИКС» по закладке фруктовых насаждений, превратится в идею «ФИГС». Одним словом, не смотря на заметное оживление товарно-денежных отношений, к экономическому суверенитету мы не приблизились. Достаточно высокий уровень цен на товары и услуги вызван дефицитом собственного производства и огромными суммами транжей из Российского бюджета в нашу экономику, но не высоким благосостоянием народных масс. Но до каких пор??? 

            С культурой все культурно! Мы танцуем чужие танцы, поем песни, сконструированные на иностранных мелодиях, учимся, говорим и мыслим не на родном языке. Я – автор этих строк, воспитанный в суперэтносе Советский Союз, обращаюсь к другим образованным людям своей страны не на родном языке. Почему? Во-первых, боюсь, что не сумею передать мысли правильно, во-вторых, боюсь быть не правильно понятым. 

            Может ли существовать культурный суверенитет без качественного национального образования? Нет, такое не возможно.  

            Надо ли переводить процесс образования на родной язык? Да, надо.  

            Для противников моей мысли приведу несколько примеров. 

            С эпохи Петра 1 российская элита получала образование в Европе, долгие века русский язык вытеснялся из обращения в среде российской аристократии, становился неким атавизмом, неудобным в повседневной жизни.  

            Так откуда же появилась величайшая русская культура, неразрывно связанная с высочайшими научными достижениями русского суперэтноса?  

            Накопление знаний на европейских языках привело к такому результату. Как только Россия втянулась в образовательный процесс всеми народными массами, оказалось, что существует благодатная среда для русского творчества. Культурные признаки аристократической России оказались вытесненными широким движением всенародного творчества…  

            Спросите у китайцев, у японцев, или корейцев: стоит ли им развивать науки на своем языке? Они удивленные ответят, что их здания науки и культуры стоят на крепком фундаменте и их достижения, написанные древними иероглифами, переживут в будущем взлет и падение ни одной цивилизации. Согласен, что сравниваемые этносы не сопоставимы с нами по масштабам, это скорее суперэтносы, делающие многополярной карту земного шара. И в этом мире есть место для наших научных открытий, для нашего языка и культуры, выработавшей за долгие века неповторимые этнопсихологические черты – реликты, вписанные яркими красками в палитру цветов. Наше историко-культурное и духовное наследие может полноценно говорить лишь на родном языке, дополненном особенными интонациями и паузами, придающими неповторимый настрой повествованию. Этот настрой передается энергетически, его не возможно описать лишь словом, оно отличается духовной энергией народа создателя. Культурный суверенитет нашего государства неразрывно связан с абхазским этносом, количеством и качеством заполнения территории государства, от силы разносторонних связей как внутри этнического общества, так и с представителями других этносов. Для полноты культурного суверенитета необходимо сложение всех граждан страны в новый этнос, мыслящий «по-абхазски», единый в устремлении к созданию сильного независимого государства. 

            Разобрав составные части государственного суверенитета мы подошли к идее, которая должна стать национальной. Ее суть в том, чтобы Республика Абхазия стала государством полного суверенитета, а значит сильным и устойчивым, общим домом-крепостью для обновленного абхазского этноса, объединяющего и вдохновляющего всех граждан страны. «Сильное государство – сильный этнос». 

            Наполнение суверенитета дело творческое и трудное, оно под силу лишь здоровой элите, готовой к великим победам и неизбежным корреляциям. Тем, кто сегодня чувствует в себе достаточно энергии, чтобы возглавить глубинные процессы, хочется напомнить: 

            1. Для смены коррумпированной элиты потребуется время, которое следует направить на усложнение связей с обществом, создание консорции одержимых национальной идеей людей, перенесение идеи в широкое общество путем активного обсуждения и внедрение в сознание. Как только общество окажется готовым отказаться от своей нездоровой части, выбросить и забыть то, что мешает приблизиться к цели, используйте эту энергию для толчка, который опрокинет коррумпированную элиту. Она сама разбежится, если настрой общества будет необратимым.  

            2. Национальная идея нуждается в детальной проработке и многогранных концепциях, которые должны вобрать в себя творчество всего общества. Осуществление реформ станет промежуточными целями. Сюда вполне вписываются идеи реформирования государственной власти, создание эффективной экономической модели, боеспособной армии, справедливой судебной системы, проблемы демографии, медицины, образования и культуры. Все отрасли нашей жизни нуждаются в реформировании, главное, что подчиненные национальной идее, реформы дадут мультипликативный эффект, превосходящий ожидания. 

            3. Элита должна быть способна к осуществлению непопулярных мер, а общество – к тому, что эти меры непременно отразятся на них. Если бы реформы можно было осуществлять «бескровно», то, пожалуй, все этносы и государства процветали бы. Реформы могут быть связаны как с материальными, так и психологическими жертвами, ломкой привычных укладов и отношений. Важно, чтобы лишения были бы оптимальными (минимальными), иначе получиться не реформа, а революция. 

            4. Красной нитью всех суждений и действий должна быть идея: «Сильное государство – сильный этнос». Другая формулировка или подмена идеи не приемлемы. Строительство большинства современных государств идет в обратном направлении. Поэтому важно не копировать чужой опыт, он может быть губительным!!! 

            5. Не попасть в плен утопии, не скатиться к жестокой конфронтации и революции. Иначе сработает аксиома: «Революции придумывают мудрецы, осуществляют фанатики, а пожинают плоды подлецы»!!! 



А. Аргун

17.01.2014г.

Возврат к списку

 



© Copyright 2012-2016, Hasafon